Пожалуйста, представьтесь

Ученик 10-го класса - 3.5%
Ученик 11-го класса - 9.8%
Студент колледжа - 3%
Студент ИГЭУ - 53.5%
Студент другого вуза - 10.4%
Работодатель - 5.6%
Родитель абитуриента - 4.4%
Другой вариант - 9.8%

Результаты: 540
Голосование на этот опрос закончилось в: 12 Дек 2017 - 00:00
Механика успеха
Автор: Шапин Вадим Иванович, к.т.н., проф.   

Иванову – 140 лет, энергоинституту–университету – 80, а объединённой в 1975 году на основе кафедр сопротивления материалов, теоретической механики и деталей машин – кафедре теоретической и прикладной механики пошёл десятый десяток.

Как известно, Ивановский энергетический институт образован в 1930 году на базе инженерно-механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института имени М.В. Фрунзе (ИВПИ) – первого нашего губернатора в 1918 году. По инициативе М.В. Фрунзе было принято обращение к профессорско-преподавательскому составу и студентам Рижского политехнического института (РПИ), эвакуированного в 1915 году сначала в город Юрьев (Тарту), а затем в Москву, с предложением переехать в Иваново-Вознесенск и передаче институту имущества и оборудования, эвакуированного в Нижний Новгород.

22 октября 1918 года в переполненном студентами актовом зале бывшего реального училища, ныне художественный музей, состоялось открытие учебных занятий. В первые годы в ИВПИ преобладали студенты бывшего Рижского политехнического института, а преподавали крупные учёные профессора, работавшие по совместительству из столичных вузов.

Кафедра сопротивления материалов и строительной механики была организована в ИВПИ в 1920 году и обслуживала все инженерные специальности. Факультетов было шесть: агрономический, инженерно-строительный, прядильно-ткацкий, социально-экономический, химический и инженерно-механический. Впервые курс сопротивления материалов был прочитан в 1920/21 учебном году профессором В.И. Рудневым. С осени 1921 года его читал доцент Г.Э. Проктор, а с 1924 г. одновременно с ним стал вести этот курс профессор С.Ф. Лебедев. Постоянного заведующего кафедрой не было и руководство учебно-методической работой велось в порядке временных поручений профессорами, читавшими курс.

При образовании ИЭИ в 1930 г. заведование кафедрой сопротивления материалов поручается проф. С.Ф. Лебедеву, а с 1934 года заведующим кафедрой был утверждён доц. Б.В. Лопатин. В 1964 году заведующим избирается тогда доцент С.С. Кораблёв.

Кафедра теоретической механики была организована выдающимся русским учёным проф. А.И. Некрасовым , ректором ИВПИ 1921-1922 гг, избранным позднее действительным членом Академии наук СССР, автором блестящих учебников по теоретической механике.

Кафедрой теоретической механики в ИЭИ первое время с 1932 г.  руководил П.А. Костылёв, а с 1933 г. доц. Д.Б. Каплан. В последующем кафедрой руководили Б.В. Быстрицкий, В.А. Курдеев, доц. А.И. Гайдай, тогда ещё доцент Ф.Н. Ясинский.

Организатором и первым руководителем кафедры деталей машин был первый ректор ИВПИ проф. М.Н. Берлов. В последующем кафедрой руководили: доц. Д.А. Заводчиков, Б.В. Быстрицкий, З.Л. Тиц, доц. В.И. Курилов, доц. М.А. Грингауз.

Таким образом, с момента образования Ивановского энергетического института в нём существовало три кафедры механического профиля: сопротивления материалов, теоретической механики и деталей машин.

В 1975 году они объединились под названием кафедра «Теоретической и прикладной механики». Её возглавил заслуженный деятель науки и техники РФ, член-корреспондент АИН, д.т.н., профессор С.С. Кораблёв.Станислав Сергеевич Кораблев

Это было не просто механическое объединение трёх родственных кафедр. Новая кафедра сумела быстро увеличить объём научных исследований, открыть аспирантуру по специальности «Динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры». В решении кадровой политики использовался принцип подбора специалистов как из выпускников вуза, так и ведущих научных школ механиков России: МГУ – доц. М.А. Ноздрин; МЭИ – доц. Ю.А. Фёдоров, доц. В.И. Воробьёв, доц. А.И. Муницын; ЛПИ – доц. Л.Б. Маслов; МВТУ им. Н.Баумана – проф. В.Е. Мизонов.Донорами выпускников вуза являлась, в основном, кафедра электропривода: Е.И. Федоткин, А.И. Романов, Н.И. Крылов, И.А. Кашманов, А.Ю. Покровский, М.Н. Дергачёв, а так же кафедра релейной защиты – доц. А.Б. Колобов. Все они успешно защитили кандидатские диссертации.

В начале 70-х годов на кафедре сформировалось крупное новое научное направление, связанное с динамическими методами идентификации и вибродиагностики прецизионных механических систем, машин и приборов. Начали поступать заказы со стороны предприятий и организаций оборонных отраслей, таких как НПО «Ротор», г. Москва, возглавляемое дважды Героем Социалистического Труда академиком АН СССР В.И. Кузнецовым, а также Московский институт теплотехники, НИИ авиационных материалов, а из предприятий региона: Костромская ГРЭС по проблемам виброустойчивости систем турбина–фундамент, ИСПО, ВНИЭКМИ и т.д. Штатный состав кафедры с 9 человек в 1963 году вырос до 45.

В январе 1978 г. ИЭИ посетила делегация АН СССР во главе с трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и четырёх Государственных премий, Президентом АН СССР академиком А.П. Александровым. На организованном научном семинаре в числе 3-х докладов слушался и получил одобрение доклад проф. С.С. Кораблева и содоклад доц. В.И. Шапина по методам и средствам вибродиагностики прецизионных электрических машин малой мощности - авиационных и ракетных гироскопов с демонстрационными натурными экспериментами.

Вскоре постановлением Совмина РФ в ИЭИ при кафедре ТиПМ была открыта проблемная научно-исследовательская лаборатория «Вибродиагностиа и виброзащита машин» как структурное подразделение межотраслевого научно-технического комплекса «Надёжность машин», возглавляемого директором института машиноведения АН СССР  имени академика А.А. Благонравова – нашего земляка, вице-президентом АН СССР – отделение механики и процессов управления – академиком К.В. Фроловым.

Создание ПНИЛ позволило гармонически сочетать хоздоговорную и госбюджетную научную деятельность, учебный процесс, студенческое научно-техническое творчество и укрепление материально-технической базы кафедры. За очень короткий период кафедра получила около 30 авторских свидетельств на изобретения, а авторы разработок были награждены медалями тематических выставок ВДНХ СССР, а том числе «Кадры высшей квалификации и научно-технический прогресс».

Кафедра ТиПМ явилась своеобразным «сборным пунктом» начального преподавательского состава, а затем и донором  для руководящего кадрового звена, открытого в 1981 году инженерно-строительного института: доц. Макаров В.Н. – ректор, доц. Никифоров В.А. – проректор по УР и НР, доц. Фёдоров Ю.А. – декан, ныне проректор по УР, доц. А.Д. Егоров, впоследствии проректор по учебной работе, и доц. В.В. Стась – заведующие кафедрами.

Первые три года обучение проводилось непосредственно при кафедре ТиПМ. Запомнились великолепные студенты этой первой волны, занимающие в настоящее время многие руководящие должности в строительной индустрии области, включая наш вуз – зам. начальника РСУ по ТиКР Мешкову И.В.

Восьмидесятые годы отмечены установлением международных связей. Научные труды ведущих преподавателей опубликованы в США, Англии, Канаде, Японии и других странах. В этот же период проводились ежегодные молодёжные семинары, на которые приезжали молодые учёные из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Риги, Каунаса и других городов. Многие из них сейчас уже признанные маститые доктора наук. В то же время издано 10 межвузовских сборников научных трудов, ссылки на которые сохранились до сих пор. Своеобразным Монбланом успешных фундаментальных и прикладных работ в области вибродиагностики машин и приборов стало проведение в ИЭИ на базе кафедры ТиПМ в 1985 году Всесоюзного Совещания «Проблемы вибродиагностики машин и приборов» с географией представительства от Минска до Иркутска и от Ленинграда до Тбилиси.

Вся предшествующая деятельность кафедры привела к открытию в 1992 году новой естественно-научной специальности «Механика» со специализацией по технической диагностике машин, что, в свою очередь, способствовало преобразованию ИЭИ в ИГЭУ. При этом кафедра продолжала осуществлять обучение студентов всех инженерных специальностей университета по теоретической и прикладной механике, теории механизмов и машин и основам конструирования.

С 2011 года специальность «Механика» преобразована в направление подготовки 010800 «Механика и математическое моделирование» с профилем «Экспериментальная механика и компьютерное моделирование в механике». Востребованность специалистов достигает 6 предложений на каждого выпускника.

В этом же 1992 году по инициативе руководства и при поддержке академика РАН К.В. Фролова при кафедре была открыта НИЛ «Биомеханика», а в 1994 г. Межвузовская НИЛ с одноимённым названием. Она собрала энтузиастов ИГМА, ИвГУ, ИГТА, художественного училища, Госпиталя ветеранов войн и ИГЭУ. Конверсия опыта приобретённого при взаимодействии с ВПК достаточно быстро дала положительные результаты как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях по биомеханике. Работы увенчались присуждением Российского Гранта. Были разработаны уникальные, в том числе не имеющие аналогов, методы и средства как вибродиагностики состояния мышечно-сухожильной и костной структуры опорно-двигательного аппарата человека, так и виброреабилитации с соответствующим патентованием.

По результатам исследований профессор ИГМА Львов С.Е. и, Ваш покорный слуга, вошли в финал российского конкурса учёных-медиков в номинации «Призвание».

В принципе, к этой же категории работ принадлежат выполненные наукоёмкие исследования по вибродиагностике состояния надёжности паропроводов ТЭС и АЭС на базе Кольской АЭС и Рязанской ГРЭС, работы по вибрационному лечению турбинных лопаток ЦНД методом электроискрового легирования. По результатам исследований авторы удостоены дипломами и соответственно серебряной и золотой медалями выставок «Архимед» – Москва и Международного инновационного Салона «Эврика» – Брюссель.

Сегодня в составе кафедры 12 штатных преподавателей. Ряд преподавателей кафедры прошли стажировки за рубежом: доц. Маслов Л.Б. в Институте механики и микротехники (ENSMM) г.Безансон, Франция, и фирме Самсунг, Южная Корея; доц. Муницын А.И. в г. Невер, Франция, Институт автомобильного транспорта; ассистент Белов И.А. –  ENSMMг.Безансон, Франция. Там же аспирант Д.В. Ликсонов прошёл обучение в аспирантуре и успешно защитил диссертацию. С другой стороны, в течение последних десяти лет на стадии дипломного проектирования на кафедре ТиПМ состоялись защиты дипломных проектов 12 студентов из Франции. Один из выпускников – Эммануэль Тома, в настоящее время является директором московского представительства компании DeDitaich, Франция–Россия.  

Средний возраст кадрового резерва кафедры – 26 лет, все выпускники специальности «Механика».  За истекшие полгода защищено 2 докторские диссертации доц. Л.Б. Масловым и доц. А.И. Муницыным. До конца года ожидаем защиты трёх кандидатских диссертаций, а высококвалифицированные кадры, действительно, решают всё.